Военному министерству удалось сохранить и развить систему военного управления, созданную Д. А. Милютиным. Наиболее значимым мероприятием в данной области стала реформа Главного штаба. С учетом опыта русско-турецкой войны 1877–1878 гг. было переработано и 26 февраля 1890 года утверждено «Положение о полевом управлении войск в военное время». Согласно этому документу, общее руководство над несколькими армиями, действующими на одном театре войны, «вверялось главнокомандующему армиями»3. В подчинении последнего находились не только сами войска, но и все административные органы, действующие в тылу, как на территории империи, так и в завоеванных областях.
Создание массовой армии обусловило необходимость укрепления корпуса унтер-офицеров, которые являлись непосредственными начальниками и наставниками рядовых. С целью поощрения командного духа для сверхсрочных строевых унтер-офицеров были установлены в 1888 и 1890 годах дополнительные льготы4.
В России, по сравнению с основными европейскими армиями, на роту приходилось меньше всего сверхсрочников – 2 унтер-офицера (в Германии около 12, во Франции – 6, в Австро-Венгрии и Италии – 3 унтер-офицера)1.
_____________________________
1Редигер А. Комплектование и устройство… С. 206.
Однако серьезным тормозом в развитии военного дела оставалось недостаточное совершенство системы военного обучения. Опыт Д. А. Милютина показал, что преобразования в этой сфере должны были происходить постоянно. Достижения предыдущих лет быстро устаревали, и поэтому России была нужна новая образовательная реформа.
15 июня 1882 года Александр III утвердил программу совершенствования военного обучения. Начавшееся в этом же году постепенное преобразование военных гимназий в кадетские корпуса6 имело своей целью «не потеряв всего того положительного, что было в них, придать жизни военно-учебных заведений то направление, которое делало бы их учреждениями, подготавливающими к военной службе»7. В рамках повышения профессионального и образовательного уровня офицерского корпуса Военным министерством осуществлялось преобразование юнкерских училищ в военные8.
На протяжении конца XIX века Военным министерством непрерывно велась организация обучения личного состава. В 1881 году был издан «План распределения годовых занятий в войсках», устанавливающий единую для всей армии программу боевой подготовки. Крупным вкладом в дело повышения профессионального уровня российских военнослужащих стало утверждение в 1882 г. «Инструкции для занятий с офицерами». С введением специальных занятий для старших чинов в русской армии было завершено создание единой военной школы. Основными ее звеньями стали вузовская предподготовка и подготовка офицеров в процессе прохождения службы.
Пристальное внимание уделялось также и общим сборам войск. С 1889 года стали организовываться «подвижные сборы» (занятия больших отрядов войск вне постоянных лагерей), в которых принимало участие более 66% всей армии9. Вершиной боевой подготовки войск являлись большие маневры, проводившиеся в районах вероятных военных действий с привлечением значительного числа служащих от соответствующих округов. Именно крупные маневры служили наиболее надежным критерием оценки профессионального уровня командного состава и штабов войск, проходивших обучение.
В 1886 году в Гродненской губернии были проведены большие 12-дневные маневры войск Виленского и Варшавского военных округов, в которых приняли участие около 120 батальонов, 85 эскадронов и свыше 200 артиллерийских орудий. В 1888 году прошли большие маневры войск Харьковского и Одесского военных округов под Елисаветградом. В 1890 году в Волынской губернии маневрировали войска Варшавского и Киевского военных округов в составе 190 батальонов и 140 эскадронов (казачьих сотен) при 450 орудиях1. Наиболее крупные маневры до начала русско-японской войны были организованы в 1902 году под Курском. Для их проведения были сформированы две армии: «Московская» из войск Московского и Виленского военных округов и «Южная» из войск Киевского и Одесского военных округов.
___________________________________
1РГВИА. Ф. 278. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
Военным министерством была проведена большая работа по подготовке Европейского театра военных действий, однако, как показало время, основной ареной военных действий стал вовсе не он, а приграничные дальневосточные области.
В 1879 году между Германией и Австро-Венгрией был заключен Двойственный союз. Как декларировали страны-участницы, это объединение носило оборонительный характер, но на деле оно имело явную антироссийскую направленность. В 1882 году по договору между Германией, Австро-Венгрией и Италией был образован Тройственный союз.
Развитие внешнеполитической обстановки в Европе предопределило направление внешнеполитического планирования, проводившегося Военным министерством в конце XIX – начале XX века.
Сравнивая военные возможности России и ее вероятных противников (Германии и Австро-Венгрии), начальник Главного штаба генерал Н. Н. Обручев пришел к выводу, что наша страна не уступала последним в отношении численности и мобилизационной готовности армии, но все еще значительно проигрывала в быстроте сосредоточения войск. Это отставание приходилось компенсировать дальнейшим усилением приграничных военных округов.
В основу замысла ведения военных действий Н. Н. Обручевым была положена идея сдерживания одного противника и одновременного наступления на другого. В начале кампании предполагалось вести оборонительные действия против Германии и наступательные – против Австро-Венгрии.
Начиная с 1882 года, военное ведомство добилось заметных успехов в железнодорожном строительстве. Для обеспечения стратегического развертывания русской армии в Привислинском районе было проложено около 3000 км рельсовых путей, причем 1800 км – исключительно в военных целях1.
Особенно интенсивно железнодорожное строительство велось в 1898–1903 гг. За это пятилетие общая протяженность железных дорог в Европейской России увеличилась на 23% и составила 45 665 верст, скорость движения воинских составов возросла на 5–20%, обеспеченность подвижным составом – в среднем на 33,3%. За счет увеличения железнодорожной сети и подвижного состава условия мобилизации и сосредоточения войск были улучшены на 31,8 %2.
___________________________________
1Зайончковский А.М. Подготовка России к мировой войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. С. 58.
2Зайончковский А.М. Подготовка России к мировой войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. С. 59–60.
На рубеже XIX – XX вв. произошли изменения границ азиатских военных округов. Из Иркутского и Омского округов в 1899 году образован новый Сибирский округ11, была значительно расширена территория Туркестанского военного округа за счет включения в его состав Закаспийской и Семиреченской областей.
В 90-е годы XIX века Российская империя активно включилась в соперничество главных мировых держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1891 году было начато строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Ее проведение должно было способствовать экономическому проникновению России в Китай и Корею, получению выгодных концессий и широкому развитию транзитной торговли Запада с Востоком. Кроме того, Великий сибирский путь имел огромное значение для обеспечения обороны русского Приамурья и Приморья.
Исход японо-китайской войны 1894–1895 гг. резко изменил расстановку сил на Дальнем Востоке. С захватом Кореи и Южной Маньчжурии Япония вплотную приблизилась к границам Южно-Уссурийского края. В 1895 году Россия предоставила Китаю заем для выплаты контрибуции Японии. В следующем году Россией и Китаем были подписаны договоры об оборонительном союзе, направленном против Японии, и о предоставлении Русско-Китайскому банку концессии сроком на 80 лет на строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) на территории Северной Маньчжурии, что давало возможность по кратчайшему расстоянию соединить читинский участок Транссибирской магистрали с Владивостоком. В целом, достигнутые соглашения способствовали укреплению русского политического влияния в Китае и на берегах Тихого океана.
31 декабря 1897 года управляющим Военным министерством был назначен генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин (с января 1898 года – военный министр).
В 1898 году была заключена конвенция об аренде Россией у Китая сроком на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами Порт-Артуром и Далянем (Дальним), и распространении концессии Общества КВЖД на сооружение ее южной ветки до порта Далянь. Порт-Артур стал главной военно-морской базой русской Тихоокеанской эскадры.
В мае 1900 года в столичной провинции Китая Чжили вспыхнуло восстание, направленное против иностранного проникновения в страну. В декабре Россия полностью восстановила свой контроль над КВЖД, в Маньчжурию были введены русские войска. Присутствие русских войск в Маньчжурии еще более повысило угрозу войны с Японией. Попытки заключения русско-японского соглашения о разграничении влияния в Корее и Маньчжурии, несмотря на то, что Россия шла на уступки, закончились безрезультатно. Япония в ночь на 27 января открыла военные действия.
Первоначально права главнокомандующего всеми военно-сухопутными и военно-морскими силами на Дальнем Востоке были предоставлены Наместнику Е.И.В. адмиралу Е.И. Алексееву. Но уже 07 февраля командование войсками Маньчжурской армии возглавил с отчислением от должности военного министра армию генерал-адъютант А.Н. Куропаткин. Управляющим Военным министерством, а затем военным министром, был назначен начальник генерал-адъютант, генерал-лейтенант В.В. Сахаров.
Действовавшая на тот момент организация управления действующей армией не соответствовала требованиям «Положения о полевом управлении армией в военное время» 1890 года и негативно влияла на ход военных действий, поэтому перед Военным министерством стояла задача мобилизации сил и эффективного обеспечения потребностей армии.
О проблемах управления сухопутными и военно-морскими силами на Дальнем Востоке участник этой войны генерал А.И. Деникин писал следующее: «Не было полновластного хозяина. Маньчжурской армией командовал генерал Куропаткин; над ним в звании главнокомандующего стоял наместник, адмирал Алексеев; оба начальника расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями и жалобами к военному министру и непосредственно к государю. Далекий Петербург был не в силах разбираться в местной обстановке и давал условные рекомендации. Куропаткин исполнял их «постольку поскольку», не доводя ни одного решения до конца, и упорно преследовал идею избегать решительного сражения до накопления превосходных сил»1.
_____________________________________
1Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1991. С. 123–124.
Самым узким местом в работе Военного министерства в условиях военного времени оказалось интендантское снабжение войск. Из-за недостаточного финансирования снабжение армии обеспечивалось, во многом, за счёт неприкосновенных запасов. При этом интендантство активно прибегало к помощи других государственных, а также общественных организаций (местных органов МВД, министерств финансов, земледелия и государственных имуществ, предводителей дворянства, земских деятелей).
Перед русско-японской войной Военным министерством был проведен комплекс мероприятий по перевооружению армии, однако, в силу недостаточного финансирования и слабого развития отечественной военной промышленности, оно не было завершено к началу военных действий.
В целом, русско-японская война 1904–1905 гг. высветила ряд крупных недостатков, причина которых коренились в недостаточном финансовом обеспечении военной сферы, неподготовленности к крупномасштабным боевым действиям на Дальнем Востоке, а также в несовершенстве структуры военного ведомства.
Эти последствия были довольно предсказуемы: на протяжении долгого времени благодаря сближению с Францией и воздержанию от вооружённого вмешательства в дела Европы Россия прожила в условиях мира и не готовилась к наступательным войнам.
Николай II, сменивший Александра III «Миротворца» в 1898 году, продолжил политику отца и выступил с предложением созвать международную конференцию по ограничению «развития современных вооружений», которая и состоялась в 1899 в Гааге. В ней приняли участие представители 26 стран Европы, Азии и Америки.
__________________________________________________
1Высочайший приказ от 22.05.1881 г.
2Русский Инвалид. 1881. № 112.
3Обзор деятельности Военного министерства в царствование императора Александра III. 1881–1894. СПб., 1903. С. 321.
4Редигер А. Комплектование и устройство вооруженной силы. Изд-е 3-е. СПб., 1900. С. 203.
5ГАРФ. Ф. 601. Д. 75. Л. 33.
6Приказ по военному ведомству. 1882. № 226.
7РГВИА. Ф. 278. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
8РГВИА. Ф. 278. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
9РГВИА. Ф. 278. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
10Русский Инвалид.. 1884. № 215.
11Там же. 1899. № 161.
12Русско-японская война 1904–1905 гг. Т. 5. СПб., 1910. Ч. 1. С. 2.